Данте Габриэль Россетти. Прозерпина, 1877. Холст, масло. 125,1 х 61 см. Галерея Тейт. Лондон
Мне
всегда казалось, что женщины на картинах прерафаэлитов* современны.
Вернее современна их красота. А чего нельзя отрицать, что прерафаэлиты
были истинными ценителями женской красоты. Кто же Прозерпина и почему у
нее в руках плод граната?
Она
стоит за рамой и будто о чем-то задумалась, растворенная в тихой
печали. В почти безжизненных руках держит гранат, что-то пытаясь
вспомнить и прижимает его к груди. Растерянность, тоска, и состояние
обреченности на грани слез, застывших в прекрасных глазах. Кажется
сейчас она растворится и исчезнет. Ведь Прозерпина живет на два мира...
Здесь
изображена Джейн Бёрден, жена друга Уильяма Морриса. Она стала второй
музой, в которую был безумно влюблён Россетти. Ранее умерла любимая
жена художника Элизабет Сиддал. Возможно эти две женщины вдохновили
художника для написания Прозерпины.
Может поэтому образ Прозерпины? Вообще отношения художника со своими
любимыми женщинами запутанны и противоречивы. «О, Прозерпина! О, моя
печаль!» - последняя строка сонета, помещённого в верхнем правом углу
полотна. Россети был еще и поэтом. Стихотворение написано на итальянском
языке и напрямую связано с сюжетом картины и античной историей, а на
раме воспроизведён английский текст сонета. Восемь версий произведения
было выполнено маслом. Эта «Прозерпина» - самая лучшая. Внизу холста
надпись на итальянском: «Данте Габриэль Россетти написал её в начале
1877».
Прозерпина, дочь Цереры-богини плодородия и земли,
собирала ирисы, розы, фиалки, гиацинты и нарциссы на лугу со своими
подругами, когда ее заметил, воспылав любовью, Плутон, царь подземного
мира. Он умчал ее на колеснице, заставив бездну развернуться перед ними и
Прозерпина была унесена в подземное царство. Убитая горем мать
отправилась на поиски дочери. Все это время земля оставалась бесплодной.
Наступил голод. И тогда боги упросили всемогущего Зевса вернуть
Прозерпину матери. Отпуская супругу обратно наверх, Плутон (коварный и
влюбленный) дал ей вкусить плод граната, чтобы она не забыла его и
вернулась к нему. Теперь Прозерпина обязана была проводить на земле с
матерью две трети года и одну треть - с мужем в царстве мертвых.
С
тех пор всякий раз, когда Прозерпина возвращается на землю, природа
расцветает и плодоносит. Когда же приходит ей время возвращаться в
Подземное Царство, на земле наступает осень, а затем зима - это мать
грустит без своей дочери.
Такой красивой легендой Древние Греки, а за ними и Римляне, объясняли чередование времен года.
На картине Россетти богиня держит в руках гранат – символ плодородия,
«плод жизни» и «плод смерти» одновременно. Это удивительно! Также гранат
– олицетворение страсти и соблазна, которому поддалась Прозерпина.
Вечнозелёное растение – плющ – означает бессмертие. В Викторианскую
эпоху плющ ассоциировался с меланхолией, в данном случае с тоской
героини по земной жизни.
Свет за спиной Прозерпины – выход в мир
живых, далёкий от неё: далеки цветы, небеса, дни и ночи… Она погружена в
мечтательно-грустное созерцание и далека от всего земного, даже от
самой себя. А её мистическая красота подобна романтическому видению –
глубокие, затенённые серые глаза, тяжёлые волны волос, всевозможные
оттенки зелёного на одежде говорят о чувственности. Текучий рисунок
контуров подчёркивает изысканную утончённость героини. Как и многие
романтики, Россетти в живописном произведении показывает простоту и
естественность. Идея картины – вечная любовь и красота, которая началась
с Данте и осталась на всю жизнь. Так возник образ «божественной
возлюбленной», подобный образу прекрасной Беатриче итальянского поэта.
А это фотография Джейн, Россети сам фотографировал ее.
Глядя на картину, чувствуешь, что художник неравнодушен к своей модели.
Хочется
добавить, что в 2006 году в Великобритании вышел мюзикл «Охваченные
страстью» о любовной интриге между Джейн Бёрден, женой художника
Уильяма Морриса (в спектакле он под именем Топси), и Данте Габриэлем
Россетти (в спектакле - Габриэль). Но, это другая история.
А эта картина продолжает волновать воображение и кажется такой живой, реальной и неуловимой как сказка... ______________ *Прерафаэлиты
(англ. Pre-Raphaelites) — направление в английской поэзии и живописи во
второй половине XIX века, образовавшееся в начале 1850-х годов с целью
борьбы против условностей викторианской эпохи, академических традиций и
слепого подражания классическим образцам.
В данный момент происходит поиск модераторов на этот сайт, для заполнения сайта тематичными материалами и публикациями .Все кто хочет стать модератором с такими условиями ,просьба писать на эл .почту - man455@yandex.ru У кого есть общедоступные для просмотра альбомы с вашими работами, просьба писать о них на man455@yandex.ru