Главная » 2012 » Ноябрь » 7 » Осада Троице-Сергиева монастыря. Смутное время.
02:21
Осада Троице-Сергиева монастыря. Смутное время.
Все знают о Троице -
Сергиевой Лавре. Основанная в XIV в. великим святым земли Русской
преподобным Сергием, обитель является сокровищем нашей Церкви. В дни
тяжелых для Родины испытаний она всегда была нравственной опорой народа и
государства. Все знают об осаде,которую выдержала Троицкая обитель в 1608-1610 годах.
В центре соборной площади Лавры помещён четырехгранный обелиск, на северной грани которого можно прочесть следующую надпись:
«Притом
и во все грады из сея обители летали увещательныя граматы, возбуждающия
на помощь Столицы, кои и воздействовали в нижних градах, особливо же в
достопамятном Нижегородском гражданине Козьме Минине».
Эта надпись напоминает нам о драматических событиях 1612 г. в истории
Москвы и всей России, о событиях, живейшим участником которых была
Троице – Сергиева Лавра. Летом 1612 г. Русская земля дошла до края
страшной бездонной пропасти, куда она начала сползать ещё в 1605 г.. По
её обезлюдевшим землям, мимо развалин городов, пепелищ сел и деревень
бродили шайки разбойников, мало чем отличавшиеся от разбойников отряды
польского и литовского «рыцарства», украинские казаки и просто
вооруженный сброд со всей Европы. Уцелевшие от погромов европейцев
русские крестьяне прятались по лесам, где умирали от голода, также как и
те немногие, которые остались в своих уцелевших от пожаров и грабежей
жилищах.
Казалось, что наступают последние дни
русской земли. Ее северным областям угрожали шведы, юг подвергался
непрерывным набегам крымских татар, на востоке волновались народы
Поволжья, присоединенные к России Иваном Грозным. Но особенно тяжело
приходилось западным и центральным областям. Западные области страны
оккупировали поляки и литовцы. Польский король осаждал Смоленск.
Окрестности Москвы были разорены полностью, а в самой столице, точнее в
том, что от нее осталось к лету 1612 г. (Кремль и Китай-город), сидело
польско-литовскоевойско. Непрошеные гости ждали польского
короля Сигизмунда и его сына королевича Владислава для того, чтобы
посадить кого-либо из них на московский престол и тем самым окончательно
лишить Россию независимости.
И
вот тогда, когда казалось, что гибель государства и народа неминуемы,
разнеслись слухи о сборе в Нижнем Новгороде земского ополчения, которое
должно изгнать непрошеных гостей с русской земли и создать условия для
избрания нового государя. Немалую роль в создании ополчения сыграл
Троице – Сергиев Монастырь, чьи грамоты с призывом объединиться и встать
на защиту Москвы и православной веры находили отклик в душах русских
людей.
Главный источник, из которого нам известны подробности осады Троице - Сергиева монастыря, – "Сказание Авраамия Палицына" .Во
время осады инок Авраамий нес послушание келаря обители и пребывал в
Москве. Сам Авраамий не был лично свидетелем описанных им событий,
поэтому изложил их со слов непосредственных участников обороны
монастыря. Предпосылки и причины смуты. После
смерти бездетного царя Федора Иоановича 7 января 1598г. (смотрите
приложение рис. 4), Москва присягнула на верность его жене, царице
Ирине, но Ирина отказалась от престола и постриглась в монашество. Когда
Москва вдруг осталась без царя, взоры всех обратились на правителя
Бориса Годунова (смотрите приложение рис. 5). В общем правлении Борис
старался поддерживать порядок и правосудие. Он нанимал к себе на службу
иностранцев, а русских молодых людей посылал учиться за границу. При нем
успешно продолжалась русская колонизация Сибири и построение русских
городов.
Первые
два года царствования Бориса были спокойными и благополучными. В 1601г.
случился в России повсеместный неурожай, который повторялся следующие
два года. В результате - голод и мор.
В
это время в Польше против царя Бориса выступил молодой человек, который
назвал себя царевичем Дмитрием, сыном Ивана Грозного, и заявил о своем
намерении идти на Москву, добывать себе прародительский престол.
Московскоеправительство утверждало, что он был галичским
боярским сыном Григорием Отрепьевым, который подстригся в монахи и был
дьяконом в Чудовом монастыре вМоскве, но потом бежал в Литву, поэтому его в последствии называли Расстригой (смотрите приложение рис. 6).
Некоторые польские паны согласились помогать ему, и в октябре 1604 года Лжедмитрийвошел в Московские пределы; издал воззвание кнароду, что Бог спас его, царевича, от злодейских умыслов Бориса Годунова, и он призываетнаселение
принять его, как законного наследника русского престола. Началась
борьба молодого авантюриста с могущественным царем, и в этой борьбе
Расстрига оказался победителем. На помощь претенденту, с одной стороны,
пришли вместе с поляками днепровские казаки, а с другой, пришли донские
казаки, недовольные царем Борисом, который пытался стеснить их свободу и
подчинить их власти московских воевод. Царь Бориc послал против
мятежников большое войско, но в его войске была "шатость" и
"недоумение", - не идут ли они против законного царя? А бояре и воеводы
хоть и не верили претенденту, но, не будучи преданы Борису,вели
военные операции вяло и нерешительно. В апреле 1605г. царь Борис умер, и
тогда его войско перешло на сторону претендента, а затем иМосква (в июне 1605г.) с торжеством приняла своего законного "природного" государя царя Дмитрия Ивановича.
Новый
царь оказался деятельным, энергичным правителем, уверенно сидевшем на
прародительском престоле. Но скоро он стал возбуждать недовольство своих
московских подданных, во-первых, тем, что он не соблюдал старых русских
обычаев и обрядов, а во-вторых, тем, что пришедшие с ним поляки держали
себя в Москве высокомерно и заносчиво, обижали и оскорбляли москвичей.
Недовольство особенно возросло тогда, когда в начале мая 1606г. к царю приехалаего невеста, Марина Мнишек,и
он обвенчался с ней и короновал ее как царицу, хотя она отказалась
перейти в православие. Теперь бояре во главе с князем Василием Шуйским
решили, что настало время действовать. Шуйский начал агитацию против
Лжедмитрия тотчас после его воцарения; он был судим собором из всех
чинов людей и приговорен к смертнойказни, но царь его помиловал.
В
ночь на 17 мая 1606г, подняв набатным звоном московский народ против
поляков, бояре сами с кучкой заговорщиков ворвались в Кремль и убили
царя. В это время москвичи были заняты избиением поляков и разграблением
их домов. Труп Лжедмитрия после поругания сожгли и, смешав пепел с
порохом, выстрелили им из пушки в ту сторону, откуда он пришел.
Руководитель
боярского заговора князь Василий Шуйский "был не скажем избран, но
выкрикнут царем" (Соловьев). Немудрено, что воцарение Шуйского послужило
сигналом для всеобщей смуты и борьбы всех против всех. Против боярского
царя повсюду вспыхнули восстания. "С осени 1606г. в государстве
открылась кровавая смута, в которой приняли участия все сословия
московского общества, восстав одно на другое" (Платонов). Города
Северской Украины поднялись под начальством путивльского воеводы князя
Шаховского, а затем явился новый популярный вождь восстания, бывший
холоп, Иван Болотников. Он в своих воззваниях обращался к народным
низам, призывал их истреблять знатных и богатых и забирать их имущество;
под его знамена стали стекаться беглые холопы, крестьяне и казаки,
одни, чтобы отомстить своим угнетателям, другие "ради получения
скороприбытного и беструдного богатства", по выражению современника. В
Тульской и Рязанской областях поднялись против Шуйского служивые люди,
дворяне и боярские дети под начальством Пашкова, Сумбулова и Ляпунова. В
Поволжье поднялась мордва и другие, недавно покоренные народы, с целью
освободиться от русской власти. Болотников с огромным скопищем
"воровских людей" подошел к Москве, с другой стороны подошли рязанские и
тульские служивые люди; но когда последние поближе познакомились со
своим союзником, с его "программой" и действиями, они решили избрать из
двух зол меньшее, отступили от "воров" и принесли повинную царю Василию.
Болотников был разбит и ушел сначала в Калугу, потом в Тулу, где был
осажден царскими войсками и вынужден сдаться; вожди восстания были
казнены, масса его участников рассеялась, готовая начать новую
"кампанию", если найдется новый предводитель. Таковой
нашелся скоро в лице явившегося в Стародубе второго Лжедмитрия. Он был,
конечно, уже сознательным и очевидным обманщиком, но проверкой его
личности и его легальных прав мало кто интересовался; он был только
знаменем, под которое снова спешили собраться все недовольные московским
правительством и своим положением и все, кто стремился устроить свою
карьеру или приобрести "беструдное богатство". Марина Мнишек, бывшая 8
дней царицею Московской и спасшаяся во время переворота 17 мая,
согласилась стать женой нового Лжедмитрия.
Собрав
большое и довольно пестрое войско, Лжедмитрий подступил к Москве и
расположился станом в подмосковном селе Тушино, отсюда его прозвище:
«Тушинский вор».
Враг у стен обители.
Войсками второго самозванца, «Тушинского
царика», или «Тушинского вора», и был осажден Троицкий монастырь.
Впрочем, решение овладеть монастырем принадлежало не столько самому
самозванцу, сколько одному из его воевод – Петру Сапеге. Ян-Петр-Павел
Сапега (смотрите приложение рис. 10)происходил из весьма
знатного польского рода Сапег, племянник или двоюродный брат тогдашнего
знаменитого канцлера литовского Льва Сапеги. Он был наделен хорошими
военными способностями, но с наклонностями в достаточной мере
разбойничьими, увлекался жаждой приключений и упражнений в
грабительстве, для этого наше отечество представляло тогда прекрасное
поприще.
Пробыв при самозванце около двадцати дней
и тяготясь его бездеятельностью, а также находясь во вражде с его
гетманом, князем Романом Рожинским, Сапега решился отделиться от него и
самостоятельно начать завоевание замосковной, северной Руси. Первую
крепостью на севере от Москвы был Троицкий монастырь, и Сапега решил
начать свои завоевания с него. Конечно, он мог бы и обойти монастырь, не
трогая его, но поляка привлекала слава о великих богатствах монастыря,
которые молва представляла, конечно, и несравненно большими, нежели они
были в действительности, между тем как взятие монастыря казалось делом
сравнительно легким (смотрите приложение рис. 11). С другой стороны,
взятие монастыря произвело бы чрезвычайно важное нравственное
впечатление на русских: если бы монастырь достался самозванцу, то
русские могли это понять как знак того, что Бог отступается от них, и
повергло бы их в отчаяние.
К
Сапеге для овладения Троицким монастырем присоединился Александр
Лисовский. Лисовский Ян-Александр, как известно, представлял собою идеал
отчаянного наездника: рыща в своих разбойничьих набегах с невероятною
быстротою, он успел исходить со своими шайками головорезов всю северную
Русь, так что трудно указать в ней место, где бы он не побывал.
Сапега
принял намерение идти под Троицкий монастырь, когда Лисовский
производил свои опустошения во Владимирской губернии. Приглашенный
Сапегой возвратиться в Тушино, он шел от Переяславля мимо Троицы и при
этом сжег село Клементьево, что было предостережением для Троицких
обитателей готовиться к бедам. Царь Василий Иванович Шуйский должен был
понимать, что потеря Троицкого монастыря была бы для него великим
несчастием, и поэтому он принимал свои меры, чтобы не допустить ее.
Когда самозванец утвердился в Тушине, появилось основание опасаться, что
он захочет овладеть Троицким монастырем хотя бы ради его сокровищ.
Ввиду такого опасения царь послал в монастырь свой, хотя и не особенно
большой, гарнизон под начальством двух осадных воевод – князя Григория
Борисовича Долгорукого и Алексея Ивановича Голохвастова. Когда Сапега и
Лисовский двинулись под монастырь чтобы захватить его, царь послал
преградить им дорогу свое войско под начальством своего
брата Ивана. Войско настигло неприятелей и вступило с ними в бой между
селом Воздвиженским и деревней Рахманово, в 14–15 верстах от Троицы, но
было наголову ими разбито.
Под монастырь Сапега и
Лисовский явились 23 сентября 1608 года, на канун дня памяти
преподобного Сергия. Когда неприятельское войско показалось и
остановилось на Клементьевском поле, монастырский гарнизон в составе
двух частей, конной и пешей, сделал против них вылазку, которая
оказалась очень удачной, – многих поляков перебили и переранили, а сами
возвратились в монастырь без потерь.
Сапега и
Лисовский начали смотреть, где бы им встать с войсками, и, разделившись,
поставили два стана: Сапега поставил свой стан на юго-западе от
монастыря, на Клементьевском поле; Лисовский поставил свой стан на
юго-востоке от монастыря, в Терентьевой роще, каковым именем называлась
нынешняя Вознесенская улица. Станы устроены были так, что известные
площади земли были окружены валами, на которых были поставлены остроги
(заборы из стоячих заостренных бревен), а в них были сделаны «крепости
многия», неизвестно из чего именно состоявшие. Для жилья, конечно, были
сделаны в острогах мазанки, бараки. Избрав места для станов, Сапега и
Лисовский заняли все дороги к монастырю своими заставами, так, что
нельзя было ни войти в него, ни выйти из него.
Осажденные,
в свою очередь, начали готовиться к осаде. Прежде всего предали огню
находившиеся вокруг монастыря слободы и монастырские службы, чтобы ими
не воспользовались для осадных целей неприятели. Затем воеводы, князь
Долгорукий и Голохвастов совместно с архимандритом Иоасафом и соборными
старцами, привели всехк крестному целованию. Из дворян и из монахов выбрали начальников, разделили между ними монастырские стены,башни
и ворота, чтобы каждый из них знал свой участок и заботился обо всем,
что нужно для обороны. Вместе с назначением людей, которые бы
производили по осаждающим артиллерийскую пальбу, устроили и саму
артиллерию: расставили ее по всем башням и во всех трех ярусах башен –
верхнем, среднем и подошвенном.
Одному
священноиноку, по имени Пимен, было видение: молился он в своей келье
всемилостивому Спасу и пречистой Богородице, и вдруг оконце его кельи
осветил свет; посмотрел он на монастырь и видит – светло, как пожар, так
что подумал, не зажгли ли монастырь неприятели; выйдя на крыльцо кельи,
он увидел над главою церкви живоначальной Троицы огненный столп,
простиравшийся в высоту до небес. Спустя немного времени столп начал
опускаться и свился в одно место, как огненное облако, и вошел в окно
над южными дверями, в церковь пресвятой Троицы.
Прежде
чем начинать осаду монастыря, Сапега и Лисовский решили попытать, не
будет ли сдан им монастырь воеводами и монахами без осады. С этою целью
на шестой день после прихода под монастырь, 29 сентября, они прислали в
монастырь длинную и витиевато-написанную грамоту, в которой великий
гетман Петр Сапега и пан Александр Лисовский «милуючи и жалуючи» осадных
троицких людей, предлагали им следующее: «а нам град отворите без
всякиа крови. Аще ли не покоритеся и града не сдадите, и мы зараз взяв
замок вашь и вас всех порубаем»¹.
Ответ не заставил себя ждать: «Какая
польза человеку возлюбить темноту больше света, променять истину на
ложь, честь – на бесчестье и свободу – на горькое рабство? Знайте,
гордые начальники Сапега и Лисовскийи прочая ваша дружина, что напрасно
нас прельщаете, христово стадо православных христиан. Знайте, что и
десятилетний ребенок в Троицком Сергиевом монастыре посмеется вашему
безумству и совету. И ложною ласкою, и тщетною лестью, и суетным
богатством прельстить нас хотите. Но богатствам всего мира предпочтем
свое крестное целование»².
Архимандрит
и монахи видели в Сапеге и Лисовском не только слуг самозванца, ложного
царя, но и проклятых еретиков латинян, так что предать им монастырь
значило бы не только допустить измену политическую, но и оставить святую
истинную свою православную веру греческого закона, с тем чтобы
покориться новым еретическим законам отступников от христианской веры, –
значило бы предать гроб великого чудотворца Сергия на поругание врагам
православной веры. Это предложение было немыслимо со стороны монахов, и
поэтому немыслимо было и то, чтобы они захотели предать монастырь Сапеге
и Лисовскому.
В данный момент происходит поиск модераторов на этот сайт, для заполнения сайта тематичными материалами и публикациями .Все кто хочет стать модератором с такими условиями ,просьба писать на эл .почту - man455@yandex.ru У кого есть общедоступные для просмотра альбомы с вашими работами, просьба писать о них на man455@yandex.ru