Artnow.ucoz.ru - сайт, посвящённый арт искусству и всему, что с ним связано.
Суббота, 26.09.2020, 19:05
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
 
Artnow.ucoz.ru- Живопись, искусство, красота и  история


Меню
Меню сайта
Категории раздела
Новости сайта [3]
Живопись [8]
Графика [4]
Фотошоп/ Photoshop работы [8]
Вышитые картины [3]
Батик [2]
Копии картин [2]
Мозаика [2]
Икона [2]
Роспись стен [1]
Граффити [1]
Портреты на заказ [1]
Аэрография [3]
Жикле, принты, постеры [3]
Скульптура, лепка [5]
Стекло, витражи [3]
Авторская кукла [1]
Ювелирное искусство [1]
Декоративное искусство [1]
Антиквариат и частные коллекции [1]
Художники [6]
Признанные, мировые шедевры [12]
Фотошоп/ Photoshop уроки и другие [0]
История арта, его истоки и направления [1]
Вышивание, рукоделие и всё с ними связанное [2]
Роспись по эмали, дереву и все на эту тему [2]
Изделия из металла, дерева, бижутерия и тому подобное [3]
Видео уроки [1]
Скачать фильмы [83]
Фильмы онлайн [0]
Искусство древних цивилизаций [2]
Музеи мира [2]
История музыкального искусства [0]
Уроки с рисунками [1]
Рассказы о шедеврах [7]
Культурные истории, новости [13]
Мини-чат
Альбомы с работами

Работы Man778

Картины Ошерова Павла

Картины великих живописцев

Работы ТАТА

Наброски Володина Серафима

Работы Алексея Журавлёва

 

 

 

 

Случайные работы
Man778,ман778,арт,арты,art,arts
Бабиков Камиль, Man778, Babikov Kamil, babikov camille,men778,ман778
Бабиков Камиль, Man778, Babikov Kamil, babikov camille,men778,ман778
Man778,ман778,арт,арты,art,arts
Бабиков Камиль, Man778, Babikov Kamil, babikov camille,men778,ман778
 
Главная » 2012 » Ноябрь » 7 » Осада Троице-Сергиева монастыря. Смутное время.
02:21
Осада Троице-Сергиева монастыря. Смутное время.




Все  знают о Троице - Сергиевой Лавре. Основанная в XIV в. великим святым земли Русской преподобным Сергием, обитель является сокровищем нашей Церкви. В дни тяжелых для Родины испытаний она всегда была нравственной опорой народа и государства. Все знают об осаде,  которую выдержала Троицкая обитель в 1608-1610 годах.


В центре соборной площади Лавры помещён четырехгранный обелиск, на северной грани которого можно прочесть следующую надпись:

«Притом и во все грады из сея обители летали увещательныя граматы, возбуждающия на помощь Столицы, кои и воздействовали в нижних градах, особливо же в достопамятном Нижегородском гражданине Козьме Минине». 

 

Эта надпись напоминает нам о драматических событиях 1612 г. в истории Москвы и всей России, о событиях, живейшим участником которых была Троице – Сергиева Лавра. Летом 1612 г. Русская земля дошла до края страшной бездонной пропасти, куда она начала сползать ещё в 1605 г.. По её обезлюдевшим землям, мимо развалин городов, пепелищ сел и деревень бродили шайки разбойников, мало чем отличавшиеся от разбойников отряды польского и литовского «рыцарства», украинские казаки и просто вооруженный сброд со всей Европы. Уцелевшие от погромов европейцев русские крестьяне прятались по лесам, где умирали от голода, также как и те немногие, которые остались в своих уцелевших от пожаров и грабежей жилищах.

Казалось, что наступают последние дни русской земли. Ее северным областям угрожали шведы, юг подвергался непрерывным набегам крымских татар, на востоке волновались народы Поволжья, присоединенные к России Иваном Грозным. Но особенно тяжело приходилось западным и центральным областям. Западные области страны оккупировали поляки и литовцы. Польский король осаждал Смоленск. Окрестности Москвы были разорены полностью, а в самой столице, точнее в том, что от нее осталось к лету 1612 г. (Кремль и Китай-город), сидело польско-литовское  войско. Непрошеные гости ждали польского короля Сигизмунда и его сына королевича Владислава для того, чтобы посадить кого-либо из них на московский престол и тем самым окончательно лишить Россию независимости.

     
И вот тогда, когда казалось, что гибель государства и народа неминуемы, разнеслись слухи о сборе в Нижнем Новгороде земского ополчения, которое должно изгнать непрошеных гостей с русской земли и создать условия для избрания нового государя. Немалую роль в создании ополчения сыграл Троице – Сергиев Монастырь, чьи грамоты с призывом объединиться и встать на защиту Москвы и православной веры находили отклик в душах русских людей.

Главный источник, из которого нам известны подробности осады Троице - Сергиева монастыря, – "Сказание Авраамия Палицына" .  Во время осады инок Авраамий нес послушание келаря обители и пребывал в Москве. Сам Авраамий не был лично свидетелем описанных им событий, поэтому изложил их со слов непосредственных участников обороны монастыря.
Предпосылки и причины смуты.
После смерти бездетного царя Федора Иоановича 7 января 1598г. (смотрите приложение рис. 4), Москва присягнула на верность его жене, царице Ирине, но Ирина отказалась от престола и постриглась в монашество. Когда Москва вдруг осталась без царя, взоры всех обратились на правителя Бориса Годунова (смотрите приложение рис. 5). В общем правлении Борис старался поддерживать порядок и правосудие. Он нанимал к себе на службу иностранцев, а русских молодых людей посылал учиться за границу. При нем успешно продолжалась русская колонизация Сибири и построение русских городов.

         Первые два года царствования Бориса были спокойными и благополучными. В 1601г. случился в России повсеместный неурожай, который повторялся следующие два года. В результате - голод и мор.

             В это время в Польше против царя Бориса выступил молодой человек, который назвал себя царевичем Дмитрием, сыном Ивана Грозного, и заявил о своем намерении идти на Москву, добывать себе прародительский престол. Московское  правительство утверждало, что он был галичским боярским сыном Григорием Отрепьевым, который подстригся в монахи и был дьяконом в Чудовом монастыре в  Москве, но потом бежал в Литву, поэтому его в последствии называли Расстригой (смотрите приложение рис. 6).

         Некоторые польские паны согласились помогать ему, и в октябре 1604 года Лжедмитрий  вошел в Московские пределы; издал воззвание к  народу, что Бог спас его, царевича, от злодейских умыслов Бориса Годунова, и он призывает  население принять его, как законного наследника русского престола. Началась борьба молодого авантюриста с могущественным царем, и в этой борьбе Расстрига оказался победителем. На помощь претенденту, с одной стороны, пришли вместе с поляками днепровские казаки, а с другой, пришли донские казаки, недовольные царем Борисом, который пытался стеснить их свободу и подчинить их власти московских воевод. Царь Бориc послал против мятежников большое войско, но в его войске была "шатость" и "недоумение", - не идут ли они против законного царя? А бояре и воеводы хоть и не верили претенденту, но, не будучи преданы Борису,  вели военные операции вяло и нерешительно. В апреле 1605г. царь Борис умер, и тогда его войско перешло на сторону претендента, а затем и  Москва (в июне 1605г.) с торжеством приняла своего законного "природного" государя царя Дмитрия Ивановича.

         Новый царь оказался деятельным, энергичным правителем, уверенно сидевшем на прародительском престоле. Но скоро он стал возбуждать недовольство своих московских подданных, во-первых, тем, что он не соблюдал старых русских обычаев и обрядов, а во-вторых, тем, что пришедшие с ним поляки держали себя в Москве высокомерно и заносчиво, обижали и оскорбляли москвичей.

         Недовольство особенно возросло тогда, когда в начале мая 1606г. к царю приехала  его невеста, Марина Мнишек,  и он обвенчался с ней и короновал ее как царицу, хотя она отказалась перейти в православие. Теперь бояре во главе с князем Василием Шуйским решили, что настало время действовать. Шуйский начал агитацию против Лжедмитрия тотчас после его воцарения; он был судим собором из всех чинов людей и приговорен к смертной  казни, но царь его помиловал.

         В ночь на 17 мая 1606г, подняв набатным звоном московский народ против поляков, бояре сами с кучкой заговорщиков ворвались в Кремль и убили царя. В это время москвичи были заняты избиением поляков и разграблением их домов. Труп Лжедмитрия после поругания сожгли и, смешав пепел с порохом, выстрелили им из пушки в ту сторону, откуда он пришел.

Руководитель боярского заговора князь Василий Шуйский  "был не скажем избран, но выкрикнут царем" (Соловьев). Немудрено, что воцарение Шуйского послужило сигналом для всеобщей смуты и борьбы всех против всех. Против боярского царя повсюду вспыхнули восстания. "С осени 1606г. в государстве открылась кровавая смута, в которой приняли участия все сословия московского общества, восстав одно на другое" (Платонов). Города Северской Украины поднялись под начальством путивльского воеводы князя Шаховского, а затем явился новый популярный вождь восстания, бывший холоп, Иван Болотников. Он в своих воззваниях обращался к народным низам, призывал их истреблять знатных и богатых и забирать их имущество; под его знамена стали стекаться беглые холопы, крестьяне и казаки, одни, чтобы отомстить своим угнетателям, другие "ради получения скороприбытного и беструдного богатства", по выражению современника. В Тульской и Рязанской областях поднялись против Шуйского служивые люди, дворяне и боярские дети под начальством Пашкова, Сумбулова и Ляпунова. В Поволжье поднялась мордва и другие, недавно покоренные народы, с целью освободиться от русской власти. Болотников с огромным скопищем "воровских людей" подошел к Москве, с другой стороны подошли рязанские и тульские служивые люди; но когда последние поближе познакомились со своим союзником, с его "программой" и действиями, они решили избрать из двух зол меньшее, отступили от "воров" и принесли повинную царю Василию. Болотников был разбит и ушел сначала в Калугу, потом в Тулу, где был осажден царскими войсками и вынужден сдаться; вожди восстания были казнены, масса его участников рассеялась, готовая начать новую "кампанию", если найдется новый предводитель.
Таковой нашелся скоро в лице явившегося в Стародубе второго Лжедмитрия. Он был, конечно, уже сознательным и очевидным обманщиком, но проверкой его личности и его легальных прав мало кто интересовался; он был только знаменем, под которое снова спешили собраться все недовольные московским правительством и своим положением и все, кто стремился устроить свою карьеру или приобрести "беструдное богатство". Марина Мнишек, бывшая 8 дней царицею Московской и спасшаяся во время переворота 17 мая, согласилась стать женой нового Лжедмитрия.

         Собрав большое и довольно пестрое войско, Лжедмитрий подступил к Москве и расположился станом в подмосковном селе Тушино, отсюда его прозвище: «Тушинский вор».


Враг у стен обители.

Войсками второго самозванца,  «Тушинского царика», или «Тушинского вора», и был осажден Троицкий монастырь. Впрочем, решение овладеть монастырем принадлежало не столько самому самозванцу, сколько одному из его воевод – Петру Сапеге. Ян-Петр-Павел Сапега (смотрите приложение рис. 10)  происходил из весьма знатного польского рода Сапег, племянник или двоюродный брат тогдашнего знаменитого канцлера литовского Льва Сапеги. Он был наделен хорошими военными способностями, но с наклонностями в достаточной мере разбойничьими, увлекался жаждой приключений и упражнений в грабительстве, для этого наше отечество представляло тогда прекрасное поприще.

Пробыв при самозванце около двадцати дней и тяготясь его бездеятельностью, а также находясь во вражде с его гетманом, князем Романом Рожинским, Сапега решился отделиться от него и самостоятельно начать завоевание замосковной, северной Руси. Первую крепостью на севере от Москвы был Троицкий монастырь, и Сапега решил начать свои завоевания с него. Конечно, он мог бы и обойти монастырь, не трогая его, но поляка привлекала слава о великих богатствах монастыря, которые молва представляла, конечно, и несравненно большими, нежели они были в действительности, между тем как взятие монастыря казалось делом сравнительно легким (смотрите приложение рис. 11). С другой стороны, взятие монастыря произвело бы чрезвычайно важное нравственное впечатление на русских: если бы монастырь достался самозванцу, то русские могли это понять как знак того, что Бог отступается от них, и повергло бы их в отчаяние.

К Сапеге для овладения Троицким монастырем присоединился Александр Лисовский. Лисовский Ян-Александр, как известно, представлял собою идеал отчаянного наездника: рыща в своих разбойничьих набегах с невероятною быстротою, он успел исходить со своими шайками головорезов всю северную Русь, так что трудно указать в ней место, где бы он не побывал.

Сапега принял намерение идти под Троицкий монастырь, когда Лисовский производил свои опустошения во Владимирской губернии. Приглашенный Сапегой возвратиться в Тушино, он шел от Переяславля мимо Троицы и при этом сжег село Клементьево, что было предостережением для Троицких обитателей готовиться к бедам. Царь Василий Иванович Шуйский должен был понимать, что потеря Троицкого монастыря была бы для него великим несчастием, и поэтому он принимал свои меры, чтобы не допустить ее. Когда самозванец утвердился в Тушине, появилось основание опасаться, что он захочет овладеть Троицким монастырем хотя бы ради его сокровищ. Ввиду такого опасения царь послал в монастырь свой, хотя и не особенно большой, гарнизон под начальством двух осадных воевод – князя Григория Борисовича Долгорукого и Алексея Ивановича Голохвастова. Когда Сапега и Лисовский двинулись под монастырь чтобы захватить его, царь послал преградить  им дорогу свое войско под начальством своего брата Ивана. Войско настигло неприятелей и вступило с ними в бой между селом Воздвиженским и деревней Рахманово, в 14–15 верстах от Троицы, но было наголову ими разбито.

Под монастырь Сапега и Лисовский явились 23 сентября 1608 года, на канун дня памяти преподобного Сергия. Когда неприятельское войско показалось и остановилось на Клементьевском поле, монастырский гарнизон в составе двух частей, конной и пешей, сделал против них вылазку, которая оказалась очень удачной, – многих поляков перебили и переранили, а сами возвратились в монастырь без потерь.

Сапега и Лисовский начали смотреть, где бы им встать с войсками, и, разделившись, поставили два стана: Сапега поставил свой стан на юго-западе от монастыря, на Клементьевском поле; Лисовский поставил свой стан на юго-востоке от монастыря, в Терентьевой роще, каковым именем называлась нынешняя Вознесенская улица. Станы устроены были так, что известные площади земли были окружены валами, на которых были поставлены остроги (заборы из стоячих заостренных бревен), а в них были сделаны «крепости многия», неизвестно из чего именно состоявшие. Для жилья, конечно, были сделаны в острогах мазанки, бараки. Избрав места для станов, Сапега и Лисовский заняли все дороги к монастырю своими заставами, так, что нельзя было ни войти в него, ни выйти из него.


Осажденные, в свою очередь, начали готовиться к осаде. Прежде всего предали огню находившиеся вокруг монастыря слободы и монастырские службы, чтобы ими не воспользовались для осадных целей неприятели. Затем воеводы, князь Долгорукий и Голохвастов совместно с архимандритом Иоасафом и соборными старцами, привели всех  к крестному целованию. Из дворян и из монахов выбрали начальников, разделили между ними монастырские стены,  башни и ворота, чтобы каждый из них знал свой участок и заботился обо всем, что нужно для обороны. Вместе с назначением людей, которые бы производили по осаждающим артиллерийскую пальбу, устроили и саму артиллерию: расставили ее по всем башням и во всех трех ярусах башен – верхнем, среднем и подошвенном.

Одному священноиноку, по имени Пимен, было видение: молился он в своей келье всемилостивому Спасу и пречистой Богородице, и вдруг оконце его кельи осветил свет; посмотрел он на монастырь и видит – светло, как пожар, так что подумал, не зажгли ли монастырь неприятели; выйдя на крыльцо кельи, он увидел над главою церкви живоначальной Троицы огненный столп, простиравшийся в высоту до небес. Спустя немного времени столп начал опускаться и свился в одно место, как огненное облако, и вошел в окно над южными дверями, в церковь пресвятой Троицы.

Прежде чем начинать осаду монастыря, Сапега и Лисовский решили попытать, не будет ли сдан им монастырь воеводами и монахами без осады. С этою целью на шестой день после прихода под монастырь, 29 сентября, они прислали в монастырь длинную и витиевато-написанную грамоту, в которой великий гетман Петр Сапега и пан Александр Лисовский «милуючи и жалуючи» осадных троицких людей, предлагали им следующее: «а нам град отворите без всякиа крови. Аще ли не покоритеся и града не сдадите, и мы зараз взяв замок вашь и вас всех порубаем»¹.

Ответ не заставил себя ждать: «Какая польза человеку возлюбить темноту больше света, променять истину на ложь, честь – на бесчестье и свободу – на горькое рабство? Знайте, гордые начальники Сапега и Лисовскийи прочая ваша дружина, что напрасно нас прельщаете, христово стадо православных христиан. Знайте, что и десятилетний ребенок в Троицком Сергиевом монастыре посмеется вашему безумству и совету. И ложною ласкою, и тщетною лестью, и суетным богатством прельстить нас хотите. Но богатствам всего мира предпочтем свое крестное целование»².

Архимандрит и монахи видели в Сапеге и Лисовском не только слуг самозванца, ложного царя, но и проклятых еретиков латинян, так что предать им монастырь значило бы не только допустить измену политическую, но и оставить святую истинную свою православную веру греческого закона, с тем чтобы покориться новым еретическим законам отступников от христианской веры, – значило бы предать гроб великого чудотворца Сергия на поругание врагам православной веры. Это предложение было немыслимо со стороны монахов, и поэтому немыслимо было и то, чтобы они захотели предать монастырь Сапеге и Лисовскому.




http://artnow.ucoz.ru/








Категория: Признанные, мировые шедевры | Просмотров: 1138 | Добавил: Man89 | Теги: Настенная роспись, роспись стен, искусство, граффити, арт, рисунок на стене, graffiti, http://artnow.ucoz.ru/, живопись, спрей-арт | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Ваша реклама

Реклама и заработок в интернете.

Man778.ru

Мир Simcity

Кулинарный портал

ТурбоЛайкер - раскрутка лайков и групп в ВК

Block title
«  Ноябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7
Кликнуть для сайта
Block title
В данный момент происходит поиск модераторов на этот сайт, для заполнения сайта тематичными материалами и публикациями .Все кто хочет стать модератором с такими условиями ,просьба писать на эл .почту - man455@yandex.ru У кого есть общедоступные для просмотра альбомы с вашими работами, просьба писать о них на man455@yandex.ru
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Случайные работы
Man778,ман778,арт,арты,art,arts
Бабиков Камиль, Man778, Babikov Kamil, babikov camille,men778,ман778
Man778,ман778,арт,арты,art,arts
Бабиков Камиль, Man778, Babikov Kamil, babikov camille,men778,ман778
Бабиков Камиль, Man778, Babikov Kamil, babikov camille,men778,ман778
Теги
искусство Man778 бабиков камиль арт рисунок Photoshop работы компьютерная графика рисунки рисунок в фотошопе творчество Пикассо́ вышивание рукоделие и всё с ними связанное шитьё джаконда известные картины копии картин репродукция репродукции http://artnow.ucoz.ru/ икона Иконоборчество иконы образ Настенная роспись рисунок на стене роспись стен graffiti граффити спрей-арт aerography аэрография Аэрография на машине картины на машине рисунки на машине Giclee posters prints Жикле постеры принты ваяние пластика sculpture лепка скульптура glass stained glass витраж витражи музей art Звёздная ночь Леонардо да Винчи мировые шедевры Пабло Пикассо шедевр Декоративное искусство graphics графика Графический рисунок чёрное на белом живопись painting картины живописный рисунок картина маслом рисунок красками живописцы художник художники вышита крестиком вышитые падушки квилт дереву и все на эту тему рисунки на эмали Роспись по дереву Роспись по эмали авторская бижутерия авторские украшения бижутерия дерева изделия из дерева Изделия из металла украшения и металла Louvre галерея Исторический музей Королевский музей Лувр музеи мира Художественный музей babikov camille babikov kamil Camille Kamil man454@gmail.com men778 psychedelic art бабиков

Бесплатный хостинг uCoz